О проекте

Все виды искусств служат величайшему из искусств –
искусству жить на земле.
Бертольд Брехт

Проект — Открытое творческое пространство «Акуна Матата» — придуман и осуществляется командой давно знакомых, доверяющих друг другу людей: педагогов с многолетним стажем, художников, актеров, режиссеров, театральных специалистов, психологов, имеющих большой опыт практической работы.

Идея проекта родилась из обеспокоенности сложившейся на сегодня и все более усугубляющейся ситуацией по отношению к Человеку. Наиболее пугающе она складывается в сфере формирования, становления, развития личности, ее воспитания и просвещения.

Четкое понимание значимости морально-нравственных ориентиров является основополагающим условием для становления полноценной личности. Представление  о добре и зле, любви, вере, внутренней свободе, чести, совести, творчестве, чувстве прекрасного – все это те человеческие ценности, которые должны составлять прочный внутренний каркас каждого из нас.

Подросток сегодня имеет очень зыбкую почву под ногами, он лишен поддержки и опоры. Подмена идеалов, насаждаемая СМИ, глянцевым миром масс-медиа и рекламной индустрией, приводит к стремительному извращению и выхолащиванию системы  ценностей.  Последствия этого – полная  дезориентация ребенка в своем внутреннем мире и в мире окружающем.

Рождаясь на свет, ребёнок начинает активно познавать окружающий мир с помощью органов чувств. До определённого возраста мы никак не идентифицируем себя, для нас важно лишь то, что нас окружает. Постепенно приходит осознание своей индивидуальности, возникает стремление вписаться в окружающий мир. В подростковом возрасте это, как правило, приводит к кризису, который выражается в конфликте с окружающими и с самим собой, поскольку перед молодым человеком как никогда остро встаёт вопрос самоидентификации и самоопределения. Успешность дальнейшей жизни человека напрямую зависит от его умения находить баланс между интересами собственного Я и требованиями социума. Почти всегда это происходит в ущерб внутреннему миру личности: мы культивируем в себе те качества, которые востребованы внешним миром, и зачастую подавляем то, что, как нам кажется, не имеет практической пользы или даже порицается общественным мнением. К сожалению, это неизбежно приводит человека к очередному, уже более глубокому психологическому кризису в более зрелом возрасте…

Можно ли этого избежать?  Нам кажется, да!

«Чтобы мир стал другим, каждый должен быть самим собой» (Валентин Домиль). «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность» (Эрих Фромм).

«Акуна матата» с языка суахили можно перевести как «здесь нет беды».

«Здесь мне не страшно быть самим собой» — так мы определяем миссию нашего проекта.

Открытое творческое пространство для нас – это гибкая, динамичная, стремящаяся к самосовершенствованию структура организации процесса развития личности вне жестких регламентирующих ограничений. Основным ориентиром организации данного процесса является сама личность участника, его интересы, потребности, психологические особенности. В результате открытое пространство, с одной стороны, предполагает создание безопасной, доверительной, доброжелательной, комфортной, творческой атмосферы, с другой стороны, в силу своей театральной природы оно подвергает участников процесса воздействию всех видов искусства в их нераздельной первичной природе. Это позволяет действительно достигнуть успеха в перспективе поставленной цели – гармоничном развитии личности. Кроме того, перед участниками возникает альтернатива, право выбора занятия в рамках общего дела, отвечающего их внутренним интересам и потребностям, что создает ситуацию успеха, так необходимую для социализации.

Самобытность нашего проекта заключается в использовании развивающего потенциала всех театральных дисциплин, как то: сценография, живопись, грим, костюм, свет, звук, театральная бутафория и реквизит, а также сценическая речь, сценическое движение, танец и актёрское мастерство.

Уникальность методики состоит в интеграции всех этих видов театральной деятельности.

Говоря о театральных дисциплинах, мы имеем в виду не просто ознакомление с миром театрального закулисья. Речь идет о серьезном и систематизированном погружении в театр во всей его целостности, чему способствует глубокое понимание структуры театра и профессионализм участников нашего коллектива – мастеров в своем деле: гримеров и визажистов, художников по свету и звукорежиссеров, бутафоров и художников-модельеров, специалистов по сценическому оборудованию и организации театрального дела.

Проект в большей степени ориентирован на детей и подростков среднего и старшего школьного возраста, но в целом возрастных рамок не имеет. Набор в коллектив предполагается на добровольной основе, без отбора.

Цели и задачи

Целью открытого творческого пространства является оказание помощи личности в раскрытии и реализации заложенных в ней способностей и талантов средствами театра.
Мы стремимся к формированию духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, способной к самопознанию и саморазвитию.

Задачи:

  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе природных и социальных возможностей
  • приобретение навыков коллективного общения
  • создание условий для успешной социальной адаптации личности
  • развитие
    • активности и творческого отношения к выполнению поставленных задач
    • навыков самоорганизации
    • познавательных способностей
    • эмоционально-чувственной сферы и способности к эмпатии
    • творческих способностей (фантазии, воображения)
    • чувства ответственности и самостоятельности
  • формирование
    • уверенности в себе
    • умения выражать свои мысли
    • умения вести конструктивный диалог

Суть процесса

Наш коллектив работает на основе авторских программ, которые находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

Творческий процесс реализуется в ходе тренингов, мастер-классов, погружения в театральные дисциплины с помощью игровых технологий, интегрированных занятий, подготовки итоговых мероприятий.

Клочки по закоулочкамУсловия, в которых происходит процесс: доверительная, безопасная, комфортная, дружественная и доброжелательная атмосфера. «Акуна Матата» — это территория принятия чужих взглядов, умения слушать и слышать, здесь приветствуется конструктивная критика. Это место, где ты можешь высказаться, но не навязываешь свое мнение,  здесь нет насилия, обид, дискомфорта, подавления личности.

Так называемый «внешний результат», который мы озвучиваем в качестве итога в процессе, для нас является лишь средством достижения более глобального, «внутреннего результата», говоря театральным языком – сверхзадачи нашей деятельности: оказания помощи личности в раскрытии и реализации заложенных в ней способностей и талантов средствами театра.
Формы внешнего результата (итоговые мероприятия): спектакли, выставки, инсталляции, фестивали, концерты, конкурсы, праздники, презентации, показы, открытые занятия, литературные чтения, творческие вечера, утренники, встречи, перформансы – широчайший спектр, возможно все. Главное – творчество!

Мы хотим, чтобы наши воспитанники умели брать ответственность на себя, стремились к постоянному культурному развитию, умели адаптироваться в любой среде, не теряя себя и не поступаясь своими принципами, имели активную жизненную позицию, были физически, психически и нравственно здоровы, верили в себя и свои силы. Чтобы им были присущи свобода творческого самовыражения, чувство сопричастности к болевым точкам современного общества, милосердие, сострадание и сочувствие.
Неважно при этом, будут ли они впоследствии работать в театре, свяжут ли свою судьбу с искусством, какую освоят профессию. Для нас важнее – какими они станут.