Проблема индивидуального подхода к ребенку в системе дополнительного образования: 11 лет спустя

Все люди – разные. Каждый человек уникален и неповторим. И никто вроде бы с этим не спорит. Но почему-то в жизни мы очень часто сталкиваемся со странным непониманием этой аксиомы. Давным-давно известно про «физиков» и «лириков», гуманитариев и технарей. Но в школе как были одинаковые программы для всех учащихся, так и остались. Вспоминаю, с каким трудом давались мне алгебра и физика. Вот только химия… У нас была замечательная учитель-предметник. Объясняла так, что понятно было с первого урока. Особого интереса у меня к химии не было, но было понимание, поэтому чаще получала «пятерки». Но после окончания школы знания все равно улетучились очень быстро. Сейчас не помню ничего, кроме отдельных химических элементов и нескольких формул.

У моей знакомой есть дочь Ася. Девочка хрупкая, эмоциональная, пишет стихи, рисует. По математике у нее в 6 классе – сплошные двойки. Мама отвела Асю к психологу. После бесед и тестов психолог сказала, что Асин тип мышления не способен воспринимать математические задачи. И что ей теперь делать в нашей школе?

Разные способы восприятия людей учитываются даже при производстве рекламы. Некоторые рекламные объявления больше рассчитаны на аудиалов, другие – на визуалов. Наша же школа этого не учитывает. Кинестетикам запрещают рисовать, когда учитель объясняет урок, визуал вынужден воспринимать новый материал на слух.

Когда я преподавала ИЗО в общеобразовательной школе, это бросалось в глаза и ставило в тупик. Как подойти к 35-37 ученикам по-разному? Правда сам предмет у меня не относится к точным наукам, поэтому на каждое задание не может быть единственно правильного ответа. Вспоминается девочка Аня, которая училась у меня с 4 класса. По всем предметам троечница, тихая, испуганная, с отставанием в развитии. И даже с рисованием у нее не ладилось. Рисунки получались неуклюжие, краски растекались. Но троек я ей не ставила. Аня старалась, действительно старалась. Я разрешила ей пользоваться сначала цветными карандашами и фломастерами. К краскам переходили постепенно. Она стала рисовать внимательнее, но научить рисовать за 45 минут в неделю практически невозможно. Пусть дети учатся просто выражать себя, свои представления о мире. Ко мне подходили другие ученики из Аниного класса, у которых тоже были четверки и спрашивали, почему у них рисунки лучше, а оценка одинаковая. Я объясняла, что у Ани нет таких способностей к рисованию, как у них, но выражает она свои мысли так же. И такое объяснение находило у детей понимание.

Как бы в подтверждение моих мыслей недавно мне «подвернулась» статья в журнале, совсем далеком от педагогики, о том, что в нашей стране международной комиссией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было проведено исследование учащихся по всей стране. Измерялся не столько среднерусский интеллектуальный коэффициент, сколько способность применять полученные знания на практике. Для этого 5 тысячам учащихся школ, ПТУ и техникумов из 45 регионов России было предложено 200 заданий по чтению художественных, научно-популярных, бытовых и газетных текстов статей, писем, инструкций, товарных ярлыков. К ним прилагались вопросы, диаграммы, карты, таблицы, графики. Успешно справились с заданием всего 3% российских учеников. И, хоть этот тест только подтвердил тезис о том, что искусством обращения с текстами по назначению, извлечением смысла из написанного владеют только 10% землян, получается, что из стен школы без какого либо образования у нас выходит более 90% населения. Однако это не совсем так, если не сказать совсем не так. Просто у других детей другие способы освоения мира, другие типы мышления. А наша школа направлена на заполнение памяти ребенка многочисленными знаниями, чаще всего в текстовом виде. Сегодня и педагоги, и психологи все чаще говорят о том, что наша школа не дает ребенку выбор. А ему должны быть предоставлены разные возможности. Ребенок должен непременно менять «роли» чтобы найти себя.

Обучение на курсах повышения квалификации помогло мне упорядочить мои размышления на эту тему. Особенно помогла в этом лекция Е.Е.Туник о способах мышления. Разумеется, кратко пересказать суть модели достаточно сложно, но я постараюсь ввести Вас в курс дела.

Типы мышления

По типу мышления люди бывают лево и правополушарными. Правополушарные – это эмоциональный художественный тип личности, для них важен сам смысл. Левополушарные в первую очередь опираются на вербальное восприятие и логику. Разумеется, в обычной жизни к решению тех или иных задач мы привлекаем оба полушария нашего головного мозга, однако, индивидуально одни люди чаще используют левополушарный тип мышления, другие – правополушарный. Вот так просто. Но кроме этого левополушарники бывают когнитивного, интеллектуального типа (тип A) и инстинктивного, чувствующего (тип B). Соответственно и правополушарники могут быть интеллектуального типа (тип D) и инстинктивного (тип C). Индивидуумы типа A (логический, аналитический) опираются на факты, рациональные и математические модели и выводы. Для них главное – знание. Для типа B (организованный, последовательный) преимущество состоит в хорошо удающимся им детальном планировании и контроле. Они хотят знать, как сделать. Тип C опирается на чувства и эмоции (им важно почувствовать), а тип D – на интуицию и воображение (они любят эксперименты, для них главное – испытать).

Формулируем проблему

Если взглянуть теперь на проблемы педагогики с точки зрения кратко описанной мною модели, то для меня одной из основных проблем российской педагогики представляется не те проблемы, которые склонен в первую очередь назвать любой педагог, а проблема усреднения ребенка, отсутствие учета его индивидуальности и, как следствие, отсутствие выбора различных возможностей для каждого конкретного ребенка. Задумайтесь, представителей какого из вышеописанных типов больше всего среди школьных учителей. Конечно, B! Чаще всего педагоги ведут отсчет не от ученика, а от себя. И вот этот педагог (тип B), для которого так важно все «разложить по полочкам», требует того же от своего ученика, принадлежащего к типу C, для которого строгая размеренность противна его природе. Тем самым личность ученика подвергается насилию. Педагогические успехи или неудачи могут определить судьбу человека, поэтому так важно взаимопонимание учителя и ученика, тем более что в педагогике нет единственно верных решений и ответов.

Возможности, предоставляемые учреждениями дополнительного образования

Сейчас многие педагоги и психологи говорят о том, что воспитание уходит из школы. Точнее, на первый план выходит только «образование». И именно дополнительное образование способно в этой ситуации предоставить возможность раскрыть свои способности, возможность почувствовать себя, возможность менять роли. Ребенку должен быть предоставлен выбор, когда на первое место в общении педагога и воспитанника выйдут не «удобство» с точки зрения темперамента, типа мышления или восприятия учителя, а сама личность ребенка. Педагоги должны быть готовы к контакту с любой личностной моделью. Различные качества личности не должны встречать «педагогического сопротивления». Каждое качество должно восприниматься как данность. Только при таких условиях возможно взаимодействие учителя и ученика.

Опыт работы с детьми в Живописном цехе Театра Юношеского Творчества

Живописный цех ТЮТаХочу рассказать о собственном опыте работы с детьми. В течение последних лет я веду живописный цех Театра Юношеского Творчества (ТЮТа). Цех является производственным и принимает участие в создании театрально-декорационного оформления спектаклей (это роспись жестких и мягких декораций и бутафории и т.п.) Для меня главным является отнюдь не задача научить ребенка «правильно» рисовать. Ведь в детский театр приходят в первую очередь затем, чтобы познакомиться с профессией актера, чтобы учиться актерскому мастерству, участвовать в спектаклях. В ТЮТе же дети, кроме творческих актерских студий, обязательно должны выбрать один из 9 театральных цехов. Именно выбрать. Однако не всегда отдельный цех может принять всех желающих, тогда выбор делается из оставшихся 8 цехов. Каждую осень перед тем, как выбрать цех, вновь поступившие студийцы знакомятся со всеми цехами, и в момент такого знакомства я сразу говорю, что цех принимает всех желающих, даже тех, кто с точки зрения самих ребят, не умеет рисовать. Ведь это не так.

2.	Оля Васильева: Попытка выразить настроение через цвет (свободная техника)В более раннем детстве рисовали и выражали свои мысли и чувства через рисунок все. И, как правило, ребята, хорошо рисующие выбирают другие цеха. Они хотят попробовать себя в другом качестве, «примерить» другую роль. Поэтому главной педагогической задачей живописного цеха становится раскрытие потенциально заложенных возможностей и творческих интересов, развитие воображения, творческой активности путем решения творческих задач в пространстве Театра.

3.	Артем Астраханцев: Учебная работа по теме «Искусство древнего Египта»Актерское мастерство и театральные ремесла занимают в ТЮТе равноценное положение. На этом была построена идея театрально-постановочных цехов. Ведь все эти театральные ремесла таят в себе огромные возможности познания, эстетического и культурного развития.

Ребята приходят очень разные. На первый план выходит индивидуальная работа и наблюдение. Педагог стремится найти такие выразительные формы, которые дают ребенку возможность раскрыть содержание задания. И в живописном цехе как раз имеются все возможности для такого подхода. Происходит знакомство с большим количеством различных техник. Если не получается красками, можно, например, ту же афишу выполнить в технике коллажа, трафарета.

4.	Настя Гайворонская: Учебная работа по теме «Искусство древнего Египта»Очень важно подвести ребенка к тому, что свои идеи, мысли можно донести до других людей различными путями. Тупиков тут нет. Надо только активно включиться в этот процесс, разбудить свою фантазию. Не каждое занятие проходит с такими открытиями, однако как же радостно бывает за ребенка, который видит, что у него получилось. Это лишь маленький шажок к раскрытию его личности. Главное в творческой работе с детьми – сам процесс, в ходе которого и происходят подобные открытия. Но он был бы неполным без результата: удачной работы, расписанных декораций и, наконец, самого спектакля, где соединены усилия всего детского коллектива (всех детей под руководством педагогов). У детей есть возможность поменять свой выбор, перейти в другой цех. И это тоже очень важно. Ведь бывает, что ребенок, посвятивший музыке (рисованию, спорту) уже несколько лет, вдруг говорит, что не хочет больше этим заниматься, а желает попробовать что-то другое. Как же это сложно дать ребенку возможность выбора. Ведь кажется, приоритеты определились, способности выявлены и вдруг все бросить и пробовать заново. Вот тут нам, взрослым, нужно быть очень мудрыми и понимающими.

Заключение

Педагог, как и любой другой человек, может иметь свой уникальный набор личностных особенностей, быть визуалом или аудиалом, иметь тип мышления A, B, C или D, быть холериком или меланхоликом и т.д. Это, однако, не должно стать непреодолимым препятствием в его общении с учащимся, чей индивидуальный набор личностных особенностей иной. Самое главное, о чем должен позаботиться педагог, это возможность выбора у его воспитанника. Никакие личностные предпочтения педагога не должны навязываться ученику. Ребенок в конечном итоге должен сам сделать свой выбор. Идеальным было бы предоставить ему в этом конечном мире бесконечные возможности, т.е. создать условия для многократной свободной смены ролей. Возможно, именно так совсем разные дети смогут найти свое место, лучше понять себя и других.

Васильева Татьяна Анатольевна – педагог, психолог, художник, действительный член РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», руководитель живописного цеха ТЮТа в 1992 — 2013 годах,
Санкт-Петербург, 2004 год

Список иллюстраций

  1. Учебный класс живописного цеха Театра Юношеского Творчества.
  2. Оля Васильева: Попытка выразить настроение через цвет (свободная техника)
  3. Артем Астраханцев: Учебная работа по теме «Искусство древнего Египта»
  4. Настя Гайворонская: Учебная работа по теме «Искусство древнего Египта»

Список литературы

  1. Еремеева В.Д «Эффективность деятельности педагога (нейропсихологический аспект)», СП, 2002.
  2. А. Зверев. «Недоросли» (Статья в «Новых Известиях» 19.01.2004)
  3. Е.Ю. Сазонов «Механизмы детского Театра» (статья)
  4. Е.Ю. Сазонов «Город мастеров», М. 1984, «Педагогика»
  5. Методические материалы курса повышения квалификации педагогов дополнительного образования