Правила игры в «Шляпу»

Об игре в «Шляпу»

Шляпа — салонная командно-индивидуальная или парная интеллектуальная игра со словами.

Это цитата из Википедии. Мы играем в версию игры, наиболее похожую на ту, что в Википедии почему-то названа «Бум». В интернете игра «Бум» упоминается исключительно в контексте настольных игр. Так или иначе, попытаемся объяснить правила той самой «Шляпы», в которую играем мы. Пусть она называется театральной версией игры в «Шляпу»:

До начала игры

В игре участвуют три или четыре пары игроков (теоретически, можно играть даже втроём, тогда один из игроков поочерёдно играет за первую и вторую «пару», однако, наиболее интересно играть, когда количество игроков 6 или 8). Каждая пара образует команду. Перед началом игры каждый игрок должен придумать определённое количество личностей и написать их на бумажках (карточках), по одному на карточку, никому не показывая. Точное количество личностей оговаривается перед началом игры, все игроки должны заполнить одинаковое количество карточек.

Игроки случайным образом делятся на команды. Обычно для этого пишутся номера команд на бумажках и вытягиваются из шляпы случайным образом. Иногда используются заранее подготовленные карточки с номерами команд или карточки разного цвета и т.п.

Когда все игроки придумали и записали личности на карточках, все карточки складываются и помещаются в шляпу.

Игровой процесс

Участники рассаживаются в круг лицом друг к другу, так, чтобы игроки одной команды сидели друг напротив друга.

Перед началом игры каждой команды, ведущий засекает время (обычно, 1 минута).

1-й тур «объяснительный»

По команде ведущего (или, в его отсутствие, игрока другой команды), игрок первой команды, достаёт из шляпы карточку с личностью и пытается объяснить его своему визави.

При объяснении не допускается:
Использование однокоренных слов (нельзя объяснять слово «загон» при помощи слова «гнать»). Если загаданное слово многокоренное, то в объяснении нельзя использовать ни один корень.
Использование прямых переводов слов или их корней на другие языки (нельзя объяснять слово «столовая» при помощи слова «table»)
Использование жестов (в том числе — указание на предметы)
Использование созвучных слов (нельзя объяснить слово «кабак» при помощи слов «табак» или «кабан»).

Допускается и даже приветствуется использование похожих по звучанию слов, синонимов, пространных объяснений, метафор и прочих приёмов, не противоречащих вышеупомянутым правилам. При этом слова, созвучные с загаданным, также необходимо объяснять, а не называть напрямую.

Визави выдвигает версии того, какая личность написана на карточке. Объяснения и версии должны проговариваться громко, чтобы все игроки могли их слышать.

Если визави угадал написанную личность и назначенного времени ещё не прошло, то карточка переходит в собственность играющей команды и игрок достаёт из шляпы следующую карточку. Если угадана вторая личность, то игрок достаёт третью, и так далее.

Если игрок при объяснении нарушил правила, то карточка возвращается в шляпу.

Игра команды заканчивается по истечении назначенного времени или при возвращении карточки обратно в шляпу из-за нарушения правил.

Если по истечении назначенного времени игрок так и не сумел объяснить очередное слово своему визави, то карточка возвращается в шляпу.

После окончания игры одной команды шляпа переходит к игроку следующей команды. Таким образом, шляпа ходит по кругу.

По окончании тура количество отгаданных личностей (карточек) в парах сосчитывается и записывается в сводную таблицу, а все карточки возвращаются обратно в шляпу для следующего тура.

2-й тур «пантомимический»

Игра в ШляпуТе же карточки, уже известные игравшим, разыгрываются с условием объяснения пантомимой. Запрещается что-либо говорить вообще! Если игрок произносит какое-либо слово, это считается нарушением правил, карточка возвращается в шляпу, шляпа переходит следующей команде.

По окончании тура количество отгаданных личностей (карточек) в парах сосчитывается и записывается в сводную таблицу, а все карточки возвращаются обратно в шляпу для следующего тура.

3-й тур «ассоциативный»

Те же карточки, уже известные игравшим, необходимо объяснить с помощью одного единственного слова. Однокоренные слова также недопустимы, как и в первой части. Никакие жесты не допускаются, ассоциативное слово должно быть произнесено без эмоций, нейтральным тоном, выражение лица тоже должно быть нейтральным. Пока личность не угадана, игрок может только повторять это слово, без каких либо интонаций. Если игрок, достав карточку из шляпы и прочитав написанную там личность, непроизвольно воскликнет или произнесет любое слово, еще не являющееся ассоциацией, это автоматически означает, что ассоциативное слово он уже произнес, и сказать какое либо другое, взамен произнесенного, уже не разрешается. Если игрок произносит более одного слова, это считается нарушением правил, карточка возвращается в шляпу, шляпа переходит следующей команде.

Общий счёт по парам подсчитывается в сумме, на основе трёх туров выявляется победитель.