Мое педагогическое кредо

Красиков Юрий Владимирович, художественный руководитель театра-студии «Чайка»,
почётный работник общего образования РФ,
педагог Театра Юношеского Творчества в 1983 — 2013 годах.
Санкт-Петербург, 2008 г.

Необходимые пояснения для правильного понимания всего написанного далее:

— упоминая профессию «театральный педагог», я, разумеется, имею в виду человека, работающего с детьми, подростками, молодежью в любительских театральных коллективах. Отличие его от театральных педагогов, работающих в высших театральных учебных заведениях, разительное. Собственно, они занимаются совершенно разными вещами…

— все нижеизложенное – это моя ЛИЧНАЯ точка зрения, основанная на 25-летнем педагогическом стаже работы в Театре Юношеского Творчества.

Креативность.

Рано или поздно (лучше рано) перед каждым человеком встает со всей своей неумолимостью вопрос: а тем ли делом ты занимаешься? Нет смысла юлить и оправдываться, отвечая на него, ведь вопрос этот человек задает себе сам. И нужно набраться смелости не только честно ответить на него, а вообще – задать…

А Дело – может быть разным. Главное, на мой взгляд, это Божья искра, которая должна присутствовать в поступках и деяниях – творчество, креативность…

Существует такое устойчивое выражение: «творческие работники» или «работники творческого труда». К этой категории, как правило, причисляют всех тех, кто не производит материальных благ и не работает в сфере услуг, а чьим основным «орудием труда» должны являться фантазия и воображение. Глупости все это. Творческий человек – творческий во всем, вне зависимости от сферы деятельности.

Педагог – профессия творческая по определению. В ней самое страшное – это закоснеть, остановиться в развитии, перестать искать, успокоиться…

День яблок в АуровиллеТеатральный педагог – это человек, фонтанирующий творчеством, обладающий знаниями во многих областях, открытый для новых идей и веяний, фантазер и выдумщик.

Самое главное – ему должно быть интересно. Не интересно тебе – не заинтересуешь других. Не веришь в то, что делаешь – тебе не поверят и другие. Даже если ты стараешься не показывать это.

С креативным, творческим человеком, в общем, трудно. Родным, знакомым, начальству… Он – «тормошитель». Неуспокоенный. Ему «больше всех надо». Он «в каждой бочке затычка». Зато дети, как правило, его любят. А есть за что.

Креативность.

Реакция.

Умение быстро реагировать и принимать решение. Умение отстаивать свою точку зрения. Умение признавать свои ошибки. Реакция педагога порой должна быть молниеносной. Но где-то в подкорке должно быть прописано: «не навреди!» В этом профессия педагога сродни профессии врача. Что заучивает любой педагог, как «Отче наш», в первую очередь? Что он отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей. Расширьте эту формулировку.

За здоровье. Физическое, психическое, нравственное… За Жизнь. Улавливаете?.. За всю его жизнь…

Финал спектакля "Сумасшедшее сердце поэта"Скажете – ого, какая ответственность! Возможно ли принимать ее на себя, мы же не родители – педагоги… А я думаю, что об этом нужно, как минимум, помнить. Все время. И пока я называю кого-нибудь своим учеником – я несу ответственность за него. За то, что с ним происходит. За то, что с ним произойдет.

«Мы в ответе за тех…»

Быстрое реагирование – это тоже процесс творческий. В актерской профессии есть понятие штампа. Это когда заранее известно, как играть ту или иную роль, если известно, к какому амплуа она относится. Благородный отец – грудь вперед, широкие жесты, важная походка, сочный бас. Герой-любовник – бледное лицо (используются белила), глаза навыкате, плавные движения, напевная речь высоким голосом. Скромная и бедная девушка (инженю) – потупленные глаза, застенчивый взгляд, мелкая походка, губки бантиком…

Реакция педагога должна быть свободна от штампов. Нет двух одинаковых людей, не случается двух одинаковых ситуаций. Уникальность происходящего сейчас именно с этим подростком (юношей, девушкой…), требует уникального педагогического подхода. Откуда его брать? Из себя. По аналогии, если нужно. Поставив себя на его место. Только – быть честным. И не оставлять его без надежды, даже если ответ не пришел сразу.

И не стесняться пользоваться накопленным опытом! Поощрения и наказания тоже никто не отменял. Но и здесь хорошо бы применять выдумку. Включать фантазию. Обходиться без штампов.

Реакция.

Единение.

Кем являются дети для педагога? Говоря научным языком: объектом воспитания и обучения. На практике же бывает по-разному… Не вдаваясь в примеры, хочется прояснить свою позицию по этому вопросу.

Результатом работы театрального педагога может считаться спектакль. А что такое спектакль – цель или средство? Для обучения и воспитания – безусловно, средство.

Я видел не один спектакль, который являлся целью. Происходило это по разным причинам, самой отвратительной из которых было утоление амбиций режиссера за счет использования детей в качестве статистов, говорящих кукол. Даже медведя можно научить ездить на велосипеде. Выдрессировать детей, чтобы они выполняли заученные и вызубренные приемы – тем более несложно. В качестве компенсации – неуемное восхваление, а также поездки и фестивали, которые грамотный продюсер планирует задолго до появления спектакля. И вот тогда происходит еще более отвратительная вещь – зарабатывание денег, почестей и наград за счет юных артистов. Не думаю, что нужно разъяснять, как такая «методика» работы влияет на детей и что она «вытворяет» с их душами.

Хорошо, если спектакль – средство, что же является целью? Ответ, в общем, лежит на поверхности. Личность ребенка, его душа. Те процессы, что происходят с ним. Те изменения, которые я хочу видеть в нем. Изменения, связанные с развитием, интеллектуальным и моральным ростом, личностным становлением.

Занятие творческой группыКак я буду этого добиваться? Все очень просто – спектакль должен быть хорошим. Все в нем должно быть хорошо: драматургия, художественно-постановочное воплощение, музыка, режиссерское решение… И работать с ребятами я буду чрезвычайно серьезно, все время подчеркивая важность результата, ставя перед ними подчас кажущиеся неподъемными задачи, и задавая порой кажущиеся неразрешимыми вопросы. И вот здесь необходимо полное единение наших помыслов и замыслов. От меня требуется заинтересовать, сделать так, чтобы они приняли идею и осознали ее своей. Дальше мы работаем в единстве. Сообща. Вместе. Дальше мы – единомышленники. Со-творцы.

Доверие, абсолютная честность в поступках и мыслях, творческая свобода, добровольное подчинение наших личных амбиций в интересах общего дела, со-единение наших усилий и творческих потенциалов – вот некоторые из рецептов успеха. Ну, и кое-что еще, о чем речь пойдет ниже.

Ну и, поскольку театр – это искусство коллективное, должно непременно состояться единение моего творческого метода и существующей театральной традиции, моих педагогических приемов и приемов других педагогов – как режиссеров, так и театральных специалистов. Мы не должны быть одинаковыми – нам нужно быть заодно. Иначе ничего не выйдет, театра не получится.

Единение.

Доброта.

Быть добрым, а не добреньким, не так уж и сложно, на мой взгляд. Просто я думаю, что это качество у человека может быть только врожденным, приобрести и развить его – невозможно.

Ладно, не буду уж слишком категоричным – представим себе, что доброта имеет градацию, допустим, по принципу уличного термометра: все, у кого она выше «нуля» – годятся в педагоги, ниже – ни в коем случае.

Пока же такой «доброметр» еще не изобретен, мы имеем то, что имеем…

Все это, конечно, в какой-то степени юмор, но только в какой-то степени…

И вот еще что – допуская, что наработать и развить доброту невозможно, мы понимаем, что это относится и к детям – а нам с ними работать… Как же быть? Дело в том, что добротой можно… заразить!

Занятие по сценическому движениюДоброта – это одно из качеств, которое я признаю у педагога обязательным. Оно, тем не менее, обязательно должно сочетаться с требовательностью и быть помножено на искренность, чтобы не стать «добростью».

Конечно, надо любить свое дело. Прописная истина. Конечно, надо любить детей. Просто истина.

Дети очень остро чувствуют фальшь, недоверие, неискренность… В лицо они никогда не скажут педагогу, что о нем думают на самом деле… Но фальшь рождает только фальшь, недоверие и неискренность – соответственно.

А любовь – рождает любовь. Доброта может обезоружить человека и породить в ответ себя же. И это дети, безусловно, тоже чувствуют. Только в атмосфере доброты и любви может возникнуть единение замыслов, намерений и поступков. Только в этой атмосфере возможен личностный рост, возможно говорить о высоких и серьезных вещах, возможно ставить перед ребятами серьезные и важные задачи и вместе с ними решать их.

Педагог обязан придерживаться библейского правила: «возлюби ближнего своего, как самого себя…» Обязан. А как иначе?

Доброта.

Опыт.

Опыт, как известно, дело наживное. Не сделав шаг – никуда не придешь. Не совершая ошибок – ничему не научишься. Мы это все знаем, еще Пушкин писал об этом. Что же такое опыт в практическом применении?

В кафе на канале ГрибоедоваОпять же, по аналогии с актерской профессией – это копилка такая. Актер всю жизнь «собирает» эмоции, чувства, переживания, связанные с конкретными событиями, наблюдения и впечатления. И когда возникает необходимость, он достает из этой копилки то, что ему нужно, и «оживляет» – вспоминанием добиваясь искренности и правдивости переживаемого в своей роли (не путать со штампом!).

Педагогический опыт опирается на многовековую традицию, на труды великих Педагогов, на мудрость твоих Учителей, но ты вдруг сталкиваешься с какой-нибудь проблемой и понимаешь, что этого недостаточно. И ты обращаешься к своему жизненному опыту; методом проб и ошибок пытаешься найти решение; просишь совета, но творчески его обработав, поступаешь по-своему… А результат – в копилку.

О, этот бесценный опыт каждого из нас! Как бы мы ни пытались предостеречь от ошибок менее опытных своих коллег, они предпочитают набивать себе шишки самостоятельно, оставив эту бесценность нам. И, по большому счету, это действительно ценно только для нас – уж мы-то умеем пользоваться этим богатством!

И этим богатством мы щедро делимся с ребятами, поскольку они верят нам, и таким образом создают задел для создания собственной копилки…

Опыт.

Креативность. Реакция. Единение. Доброта. Опыт.

КРЕДО.