Искусство требует жертв?

Эндрю мечтает стать великим. Казалось бы, вот-вот его мечта осуществится. Юношу замечает настоящий гений, дирижер лучшего в стране оркестра. Желание Эндрю добиться успеха быстро становится одержимостью, а безжалостный наставник продолжает подталкивать его все дальше и дальше – за пределы человеческих возможностей.

Это анонс фильма «Одержимость», который я посмотрел сегодня в Доме Кино. Но я буду говорить не о фильме, а о том, какую тему он затронул во мне. Для меня это опять тема двух диаметрально противоположных подходов в педагогике. Один из них чаще всего распространён там, где педагог пытается добиться от своего воспитанника выдающегося результата в профессии, будь то музыка, хореография, спорт, живопись, актёрское мастерство или что-либо ещё. Ради достижения этой цели воспитанника можно обзывать, оскорблять, физически наказывать, всячески унижать, добиваясь от него преодоления себя, полной самоотдачи, одержимости профессией. Если в результате этого его личность не выдерживает и оказывается сломанной, значит он либо слабак, либо просто не тот ученик, которого его учитель ждёт всю свою жизнь. Герой фильма задаёт своему бывшему наставнику вопрос: «Где та грань?». Этот же вопрос ничуть не меньше волнует и меня. Получается, что цель оправдывает средства? И личность воспитанника не важна? Важны в первую очередь успехи в освоении «профессии»? Даже там, где речь не идёт о том чтобы стать величайшим музыкантом (танцором, спортсменом, актёром, художником). На мой взгляд — да. Все просто помешались на пресловутом «результате». Это тренд. Если педагог уже через месяц не предъявит «результат», родители заберут своё чадо и отдадут туда, где этот «результат» будет гарантирован. Всё остальное для слабаков.

Грустно, очень грустно…

Только не подумайте, что я против «результата». Я против возведения этого в «абсолют», а также примитивного понимания того, что является результатом. Ведь при увлечённом занятии чем-либо появляются не только достижения в освоении «профессии», но и другие, не менее, а зачастую гораздо более важные «результаты», которые с трудом поддаются оценке. В конце концов, занятия хореографией, рисунком или гимнастикой — это всего лишь средство эмоционального, культурного или физического развития Вашего ребёнка, а вовсе не цель (если только Вы не готовите из него чемпиона мира)

А Вы что думаете?

Чтобы высказать своё мнение, пожалуйста, воспользуйтесь формой ниже:

Ваше имя (обязательно):

Ваш e-mail (обязательно):

Тема (желательно):

Сообщение:

или прикрепите файл:

captcha

Введите символы с картинки выше: