Чем отличается хорошая детская театральная студия от кружка кройки и шитья, спортивной секции, класса скрипки и курсов актёрского мастерства

Начнём с того, о какой это я студии. Конечно, о самых лучших. Разумеется, о ТЮТе, откуда мы все родом, или, например, о театре-студии «Форте», в котором мне довелось впервые побывать лет 25 назад, а ощущение восторга остаётся до сих пор. Есть ещё хорошие коллективы, но дело не в конкретном названии, а в том, что их объединяет и, в то же время, отличает от других.

Занятие по сценическому движениюДля непосвящённого всё кажется очевидным, особенно сегодня, когда всё это называется «дополнительным образованием», а значит, как следует из названия, здесь просто должны детей учить каким-то актёрским театральным дисциплинам. Однако, если «копнуть глубже», то откроются совершенно неочевидные, на первый взгляд вещи, которые являются очень существенными в одном случае и совершенно необязательными в другом. Чтобы было понятно сравним с другими кружками, секциями, классами и курсами.

Кружок кройки и шитья: здесь с детьми занимаются рукоделием, и это здорово. Что-либо делать руками очень важно, это развивает «мелкую моторику» и т.д., и т.п. Группы обычно немногочисленные, если групп несколько, дети разного возраста и разного года обучения, как правило, занимаются в разное время. Поскольку занятия носят абсолютно прикладной характер, нет необходимости в общении детей из разных групп, совместные мероприятия могут быть, но не обязаны.

Виталий ИсаковАналогично в спортивной секции. Её формат предполагает разделение по возрасту и по спортивной «дисциплине».

Класс скрипки (балалайки, рояля, ударных инструментов): Аналогично. Из-за специфики индивидуальных занятий, участники почти не встречаются друг с другом. Здесь, правда, встречается потребность в совместных репетициях/выступлениях, если речь идёт о каком-то оркестровом коллективе, например, оркестре русских народных инструментов.

Пойдём дальше. Курсы актёрского (музыкального, танцевального) мастерства (а также дизайна и т.п.) для детей или для взрослых. Здесь тоже один педагог набирает себе одну группу, другой — другую, они между собой обычно никак не пересекаются. Более того, в случае «курсов» речь идёт о профессиональном обучении (очень модная тема в настоящий момент). Соответственно, очень часто проводить подобные курсы приглашают профессиональных актёров (режиссёров, музыкантов, танцоров, дизайнеров и даже архитекторов). У каждого их них своё видение, а ещё бывает так, что они никакие не педагоги, ведь хороший актёр вовсе не обязательно окажется хорошим преподавателем, это отдельная профессия. Соответственно, дети, занимающиеся на курсах в одном и том же месте, но у разных мастеров, даже не догадываются о существовании друг друга, коллективом для них является собственная группа, никаких традиций, совместных мероприятий, преемственности поколений не существует.

Совсем иное дело в лучших театральных студиях, где сложился коллектив педагогов-единомышленников, делающих общее дело. Если говорить языком менеджмента, в театре часто присутствуют временные творческие коллективы (творческие группы разных спектаклей/концертов и других мероприятий). Они зачастую представляют собой матричные структуры: каждая творческая группа состоит из нескольких участников коллектива театральной студии, каждый участник коллектива театральной студии может быть участником нескольких творческих групп. Таким образом, круг общения существенно расширяется, формируется более адекватное восприятие своего участия и участия других участников коллектива в совместном деле, не возникают или возникают значительно реже такие негативные проявления, как «премьерство» и т.п.

Почему так важны традиции, преемственность поколений, широкий круг общения, наконец? Для меня это странный вопрос. Задумайтесь, в школе общение сужается практически до небольшой группы внутри класса. Раньше были октябрята, пионеры, комсомол, разумеется, в этом была большая доля формализма, однако, с точки зрения круга общения, всё обстояло существенно лучше. Недавно наше любимое минобрнауки решило сделать благое дело и дало в школы оплачиваемые часы учителям, чтобы они могли проводить бесплатные факультативные занятия (кружки). Намерение благое, но получилось как всегда: во-первых, это разные профессии и не факт, что даже учитель литературы окажется хорошим режиссёром детского театра, а во-вторых, опять ограничение круга общения (стенами школы)… Никакие социальные сети не заменят живого общения! Это жизненно необходимо Вашим детям. Ведите их туда, где они не только научатся играть на скрипке (баяне, трубе, барабане), но и элементарно научатся слушать и слышать окружающих, открыто и позитивно выражать свои мысли и чувствовать себя самими собой! Психологи называют это социализацией. Поверьте, это не менее важно, чем освоить таблицу умножения.

На этой позитивной ноте я прерву свой рассказ, и так получилось слишком длинно, целых 643 слова, современные люди не любят так много букв. 🙂